Ученые сделали удивительное открытие о вулканах | ZI.ua

Ученые сделали удивительное открытие о вулканах

23 июля 2017, 16:37 | Мир и человек 2376
Ученые сделали удивительное открытие о вулканах

Большая доля вулканических выбросов была порождена отложениями органики.

Ученые заявили о том, что большая часть углекислоты и других газов, которые выбрасываются вулканами, была порождена запасами органики, сформировавшимися сотни миллионов лет назад. Это свидетельствует о связи между геологическими процессами в недрах Земли и эволюции жизни на ней.

В ходе исследования ученые изучили изотопный и химический состав извержений примерно 80 вулканов из разных уголков Земли. Как отмечают ученые, геологи достаточно давно заметили, что состав газов и магмы, выбрасываемых разными вулканами, может сильно отличаться, что связывалось с различиями в минеральном и изотопном составе в тех глубинных регионах мантии, откуда лава двигалась к поверхности планеты.

Проанализировав концентрацию изотопов гелия и углерода в выбросах этих вулканов, ученые заметили нечто необычное — их доля зависела от того, в каком регионе Земли находились эти очаги геологической активности. К примеру, углекислота, выброшенная континентальными вулканами, содержала в себе гораздо больше «тяжелого» углерода-13 и меньше «легкого» гелия-3, чем выбросы океанических вулканов.

Причина этого, как отмечают ученые, скрывалась в далеком геологическом прошлом, и была связана со следами жизни, существовавшими на Земле сотни миллионов лет назад. Весомая доля вулканических выбросов углекислоты была порождена не мантией, а отложениями органики, двигавшимися в сторону мантии вместе с земной корой, а не запасами неорганического углерода, существующими в недрах планеты со времен ее формирования.

Ранее исследователи считали, что доли изотопов углерода в вулканических выбросах являются постоянными величинами, которые почти не менялись на всем протяжении существования Земли. Это свойство вулканических выбросов ученые использовали для того, чтобы оценивать количество кислорода в атмосфере Земли в далеком прошлом, и оценивать то, как менялись экологические условия на планете в разные эпохи.

Движение континентов, их слияния и распады должны были сильно менять пропорцию изотопов СО2 в выбросах вулканов, а также в атмосфере и в осадочных породах, формировавшихся из останков живых существ. Это все сильно осложняет восстановление картины того, как развивалась жизнь на Земле, но при этом указывает на тесную связь между ее эволюцией и поведением вулканов, заключают авторы статьи.

источник